По словам Арины Фурсы (на фото), детали изо льда нужно вытачивать не только аккуратно, но и предельно быстро. Во-первых, мёрзнут руки. Во-вторых, хоть скульпторы и работают в перчатках из толстой резины, ледяная глыба всё равно тает. Фото: Алексей Кунилов
С утра 22-летняя студентка Уральской государственной архитектурно-художественной академии Арина Фурса сдаёт экзамены в вузе, а ближе к полудню изо всех сил бежит на площадь 1905 года, где уже четвёртый год подряд вместе со своим отцом участвует в фестивале ледяной скульптуры «Европа-Азия». Здесь шариковую ручку девушка меняет на рубанки, электропилы, резаки и топоры, а вместо листа бумаги у неё под рукой – огромные глыбы льда. Редакция «НЭ» побывала на главной новогодней площади столицы Урала и узнала у хрупкой девушки, чем её привлекло это, казалось бы, не женское занятие.
Арина встречает нас с увесистым ножом в руке. Вовсе не из-за враждебного настроя. Просто очередной фестиваль ледовой скульптуры «Европа-Азия» в самом разгаре, а в благоприятную для работы погоду (которая как раз установилась в уральской столице) нельзя терять ни минуты.
– Оптимальная температура – минус 15–17 градусов, – объясняет Арина, не отрываясь от работы. – В этом случае и детали хорошо скрепляются между собой, и скульптору не так холодно. Если на улице сильный мороз, то лёд часто трескается. Если, наоборот, тепло – не примораживается. Сейчас мы выкладываем постамент для нашей скульптуры, который будет высотой пять с половиной метров. Тяжелее всего работать на высоте, потому что недалеко ходят трамваи, от которых идёт сильная вибрация. Бывает, стоишь в трёх метрах от земли на строительных лесах, а они под ногами трясутся. Страшно.
В семействе Фурсы все – художники. Папа Арины Анатолий Александрович уже тридцать лет преподаёт в Детской художественной школе Новоуральска. Он на «ты» со всеми видами изобразительного искусства: от графики и живописи до декоративно-прикладного творчества. Но с особым трепетом художник относится к ледовым скульптурам. Глава семейства участвовал во многих престижных состязаниях ледовых скульпторов не только в Екатеринбурге, но и в Братске, Перми, Чебоксарах, на Байкале. Жена Анатолия Александровича Лилия Васильевна преподаёт в той же художественной школе, что и муж. Традиции семейства продолжают и дети. У будущей художницы-декоратора Арины есть брат-двойняшка Артём, который, как и она, учится в УралГАХА.
– Мы с братом всегда по-доброму соперничали, – рассказывает Арина. – Когда папа стал брать Артёма с собой в качестве помощника на зимние фестивали, я подумала: как так, он участвует, а я нет. В общем, во мне сыграла ревность, и четыре года назад я напросилась с ним на «Европу-Азию». Теперь у нас с братом чёткое разделение: он помогает папе на ежегодном конкурсе ледовых скульптур около Храма-на-Крови, а я здесь – на площади 1905 года.
Ежегодно семейство Фурсы отправляет на конкурс «Европа-Азия» два эскиза потенциальной ледовой фигуры: один готовит Анатолий Александрович, второй – Арина. Работу молодой скульпторши пока выбрали лишь однажды – как раз во время её дебюта на фестивале.
– Тогда темой конкурса были сказки, – вспоминает Арина. – По неопытности я нарисовала слишком сложный эскиз и не показала его папе перед отправкой. Изобразила Змея Наполеоныча, он был как Горыныч, только в треуголке. Когда его утвердили, то ничего не оставалось, кроме как приниматься за работу. Было непросто, особенно командиру нашей команды. Мало того, что папе пришлось учить меня ледовоскульпторскому делу, следить за моей безопасностью, так ещё и создавать непростую фигуру.
До того момента со льдом Арина никогда дел не имела. Хотя навыки скульптора у неё были – девушка очень любила лепить различных персонажей из пластилина и мастики. Она до сих пор не бросает своё увлечение.
– Лёд – очень хрупкий материал. Одно неверное движение рукой – и у этой звёздочки (девушка демонстрирует почти готовую ледяную звезду) может отломиться лучик. Придётся начинать всё заново, – объясняет Арина. – Но мой постоянный враг – это холод. Если всё время двигаешься, то ещё ничего. Но у меня работа чаще всего статичная: вырезаю детали, замешиваю шугу (снег с водой для скрепки ледяных глыб. – Прим. ред.). Поэтому я частенько мёрзну. Даже куча свитеров под курткой не спасает. Когда замерзаешь, начинаешь раздражаться. А плохое настроение не в лучшую сторону сказывается на результатах работы и вдохновении.
В этом году на возведение фигур участникам выделили не одну неделю, как в прошлые года, а две, поэтому скульпторы могут работать меньше, чем обычно. Арина вспоминает, что в прошлые года приходилось работать с восьми утра до двух ночи. А в последний день конкурса так вообще оставаться на всю ночь. В этот раз команде Фурсы удаётся заканчивать не позже 10 часов вечера.
– Нынче тема фестиваля – «Расцветали яблони и груши», – рассказывает молодая скульпторша. – С папой мы создаём уральских мастеров, которые в кузнице в огне выковывают меч Победы. Каждый год я собираюсь пройтись по другим участникам и посмотреть, как они работают, чтобы взять себе что-то на заметку. Но на это, к сожалению, катастрофически не хватает времени.
Участие в фестивале «Европа-Азия» уже не первый год помогает Арине получать повышенную стипендию в академии. Это нормальная практика для студентов УралГАХА, которые активно участвуют в различных профильных конкурсах.
По словам Арины, ей очень грустно, когда ледовый городок в Екатеринбурге рушат. Однако, как признаётся девушка, пусть лучше ломают, чем над ним поиздевается плюсовая температура и изуродует всю авторскую задумку художников. Будет новая зима, новая работа.
Источник: http://ngo44.ru/studentka-iz-novoural-ska-vy-kovy-vaet-mech-pobedy-v-glavnom-ledovom-gorodke-oblasti/
[ratings]