Театр музыки, драмы и комедии представил реанимационную комедию «Дурочки» по мотивам пьесы Лопе де Вега в постановке Валерия Долганова. Премьера прошла с аншлагом.
В первый день показа несколько человек у кассы тщетно ожидали, что, может быть, кто-то сдаст билеты и удастся попасть на спектакль, в котором занята исключительно женская половина труппы. Те, кому всё же посчастливилось пройти, сидели плотными рядами на сцене — ни одного свободного стула не было. На сцене — потому что постановка камерная. Как подчеркнул сам режиссёр: «На расстоянии вдоха от актера. И это совершенно иная энергия, когда зритель может в прямом и переносном смысле услышать дыхание сердца актера».
О чём же спектакль? О любви, искренности, норме, мужчинах, женщинах… Очень образно и лаконично ответил на этот вопрос сам Валерий Долганов: «Спектакль — в какой-то мере поклон женской части населения планеты. Ведь чаще всего женщина относится к любви иначе, чем мужчина — менее прагматично, более романтично и может просто взлететь, как на крыльях, от комплимента. Вот об этом спектакль — о том, как у тебя вырастают крылья, об отсутствии страха высоты. Но это отсутствие не делает асфальт мягче».
Не углубляясь в пересказ истории, написанной испанцем, хочется углубиться в постановку. И это волей-неволей приводит к специфической терминологии: символизм, дуализм, минимализм. Минимализм — в лаконичности декоративного пространства, костюмов, света и цвета. Дуализм — в постоянном сопоставлении: мужчины и женщины, детства и взросления, искренности и обмана, любви и расчёта, нормы и ненормальности, сладости и горечи, боли и счастья. А про символизм и вовсе не сказать в двух словах.
Он и в капельницах, свисающих над сценой, наполненных, образно говоря, слезами. И в песке, лежащем в центре площадки, словно в песочнице, из которой мы вырастаем из детства. Ограждения же пятачка с песком заставляют вспомнить ринг, на котором всегда идёт бой и кипят страсти (а страсти в «Дурочках» кипят постоянно), или землю, напоминающую о природе, настоящем и естественном, в противовес искусственному и мёртвому. И голые ступни главных героинь на этом песке — сестёр Финеи (Анастасия Панишева) и Нисы (Татьяна Белова) — только усиливают ощущение настоящего. В противовес обутым и плотно укрытым одеждами, словно химзащитой, врачам больницы, где находится Финея. Голые же ступни актрис подчёркивают и то, что они не закрыты для тебя и даже беззащитны. Что они хотят? Чтобы их максимально чувствовали через доски сцены, на которой находятся зрители. И в этом отношении лучше всего было бы располагать зрителей не на стульях, а на подушках и пледах вокруг ринга, чтобы телом и кожей чуять вибрацию и ритм этой короткой, но яркой двухчасовой жизни.
Или взять, например, папки, с которыми носятся врачи. Они ассоциируются с учебниками, в которых расписано, как надо правильно жить. И если ты не попадаешь поступками и мыслями в эти «священные писания», то и имя тебе — ненормальный. Тут можно и дальше рассуждать о символизме, которым наполнена эта камерная и, безусловно, экспериментальная постановка, но надо ли? Ведь у каждого свой набор символов и ассоциаций.
Что ещё? Ясно видно, что актёрский состав играет с большим вкусом и интересом. Но совершенно нет уверенности, что спектакль будет принят широкой публикой. Он достаточно специфичен. Хотя это как раз радует. Экспериментальная постановка — как изделие от кутюр. Смотрится странно и необычно. Но проходит время, и изделие уходит в прет-а-порте, а ещё позже становится частью окружающей повседневности. Поэтому нельзя не радоваться, что скромный муниципальный театр движется к передовой театрального искусства, не оставаясь успокоенным достигнутыми успехами. И потом, по большому-то счету, даже не в изделии дело, оно — только картинка и показатель движения, которое важно само по себе. Которое наполнено устремлённостью, жаждой и желанием его участников шагнуть за пределы устоявшегося круга. Мотор этого движения — Валерий Долганов. «Дурочки» — та самая картинка.
Юрий ДОРОНИН
Фото автора
Оригинал публикации: http://neyva-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=8235%3Aasfalt-ne-stanet-myagche-ot-besstrashiya&catid=27%3A2010-05-28-10-00-35&Itemid=37