В течение двух дней 88 юных интеллектуалов из 22 закрытых городов состязались в эрудиции, демонстрируя способности в поиске и анализе информации, выборе оптимальных способов решения всевозможных задач.
Старт интеллектуальному марафону был дан на торжественной церемонии открытия метаолимпиады в городском дворце культуры «Икар». Продолжился праздник знаний праздничным шествием эрудитов из двух десятков ЗАТО к месту состязаний, в школе № 109.
Заработать высший балл участники олимпиады, ученики 5—8-х классов, могли только, доказав свое умение нестандартно мыслить. Десятилетние холмсы выполняли задания, связанные с чтением смыслов, в которых не разобраться без солидного багажа знаний. Еще одна особенность этих состязаний: каждая команда состояла из учеников разных классов, с разным уровнем подготовки. Наблюдая за участниками олимпиадного движения прежних лет, организаторы интеллектуальных поединков заметили, что успешнее других выступают на метаолимпиаде школьники младших классов, чей ум гораздо меньше загружен всевозможными стереотипами.
Р.В. Селюков, первый заместитель директора института ПОП «Эврика», координатор проекта «Школа Росатома»:
— Метапредметную олимпиаду иногда называют «послепредметной». Она отличается от обычных тем, что здесь нужно демонстрировать знания целого комплекса дисциплин. Задания составлены таким образом, что правильных ответов может быть много, а может ни одного! Эти испытания дают возможность детям подготовиться к взрослой жизни, в которой полно сюрпризов!
— Как один из авторов задач для метаолимпиады, на чем делали акцент при составлении заданий?
— Каждое задание должно содержать ключевую идею, которая даст ребенку возможность найти новый способ решения проблемы. Вот сейчас, казалось бы, они решают задачу по изобразительному искусству, а на самом деле в задании очень много математики! Кроме того, им не обойтись без знаний физики и литературы. В общем, придется воспользоваться всем арсеналом наук, которые изучались в школе.
Метапредметная олимпиада позволяет ребенку найти себя: понять, что ему лучше дается, а что сложнее. Ее можно воспринимать как одну из форм профориентации.
— Формат олимпиады остается неизменным?
— Нет. Мы меняем его каждый год. Делаем это, в частности, и для того, чтобы педагоги учились работать с детьми по-новому. И учеников, и учителей мы стараемся вытащить из узких рамок предмета, показать альтернативу традиционной системе образования. Почему бы этот формат обучения не использовать в школах? Если это позволяет детям работать творчески, проявлять свой потенциал, умение делать что‑то самостоятельно. Высший пилотаж в педагогике, если дети начинают задавать вопросы учителю и самим себе. А потом вместе ищут ответы на эти вопросы.
Для Трехгорного, как и для самих участников состязаний, метапредметная олимпиада стала одним из самых значимых событий года. Чтобы попасть в финал, дети прошли через сито отборочных туров. Лучшие команды закрытых городов получили право приехать в Трехгорный, чтобы стать свидетелями «момента истины».
И.В. Свистун, муниципальный координатор проекта «Школа Росатома», зам. директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 109»:
— Когда мы подали заявку и выиграли право на проведение финала метапредметной олимпиады, то поняли, что предстоит очень многое сделать для приема гостей. Подготовку к этому событию начали еще в январе. Не обошлось и без капитального ремонта некоторых помещений школы: спортивного и актового залов, коридоров. Помогли нам в этом деле городские власти, профинансировавшие подготовку к олимпиаде.
Л.И. Клочко, директор МБОУ «СОШ № 109»:
— Думаю, мы выиграли право на проведение олимпиады потому, что к этому мероприятию мы подошли не как к конкурсу, а как к интересному эксперименту в сфере образования.
Уже в январе, когда «ВКонтакте» появилась группа «Метапрель‑2016», начал работу отряд волонтеров-старшеклассников из 30 человек. Каждый из них знакомил команды из других городов с Трехгорным. Так что детей, приехавших сюда сегодня из разных ЗАТО, мы уже давно считаем своими друзьями. Они ехали в место, где их знают и ждут!
Учить работе в команде надо с детства: ставить цель и идти вместе к ее осуществлению. И этому тоже учит метаолимпиада. Групповая работа на уроках, проектная деятельность, информационная компетентность с использованием ИКТ-технологий — все это и есть метазнания.
— Насколько сложно включиться педагогам в новый формат работы?
— Очень сложно. Учителю непросто перестроить свое мышление. Мы делаем первые шаги в этом направлении. Нет разработанных методик. И метапредметная олимпиада для педагогов — это обретение опыта работы в новых условиях.
Кроме того, существует такое понятие, как внеурочная деятельность, когда дети могут реализовать свои таланты. Все, что вы видели на торжественной церемонии открытия олимпиады, сделано нашими учениками и педагогами. И этот опыт тоже пойдет в копилку методов развития школы.
Есть и еще один плюс: наша школа оказалась в центре внимания горожан, а это значит, что в новом учебном году родители первоклассников приведут к нам своих детей. Для нас это очень важно.
В рамках метаолимпиады прошло много мастер-классов для детей и педагогов. И каждый из них стал дверью в волшебный мир науки. В частности, школьникам было предложено нарисовать открытку, опираясь на собственные знания по химии. Нужную краску предстояло изобрести, смешав элементы таблицы Менделеева в нужной последовательности и пропорции. А на мастер-классе «Фильм, фильм, фильм…» ребята искали киноляпы!
Даже победитель метаолимпиады был определен не так, как это бывает на обычных конкурсах. Двум командам, вышедшим в финал, прямо на церемонии награждения было дано еще одно задание: определить номер сотового телефона руководителя проекта по присланным смскам и заданию, выданному в конверте! Надо сказать, что оперативности школьников позавидовал бы любой отдел полиции! За считанные минуты на глазах у сотен зрителей эрудиты из Железногорска нашли ответ и стали победителями третьей метапредметной олимпиады «Школа Росатома».
Анастасия Чургель, победитель олимпиады, г. Железногорск:
— Определение победителя в последний момент прямо на сцене для нас стало полной неожиданностью! И наша победа — это просто чудо! Когда объявили наши имена, у меня задрожали коленки, я испугалась! А сейчас я просто счастлива!
— Что было для вас самым сложным в этих соревнованиях эрудитов?
— Уметь слушать другого человека и работать в команде. Метаолимпиада — это огромный опыт по решению нестандартных задач. Я рассталась с плоским, одномерным взглядом на мир. А в Трехгорном понравились поездки в историко-краеведческий музей и на горнолыжный комплекс «Завьялиха». Впечатлений масса!
Второе место в метапредметной олимпиаде «Время учиться по-новому» заняла команда Новоуральска, третье — Димитровграда.
В номинации «Информационная грамотность» победила сборная Заречного. В разделе «Коммуникативная грамотность» лидером оказалась «МБОУ «СОШ № 109» Трехгорного. В абсолютном индивидуальном первенстве победителями стали Виктория Чубарь из Трехгорного (номинация «Учебная грамотность»), Екатерина Серовикова из Заречного (номинация «Коммуникативная грамотность»), Анастасия Горина из Курчатова («Информационная грамотность»). Специальный приз жюри присужден Владиславу Бикбулатову из Озерска.
Приза главы города Трехгорного удостоилась команда города Удомля. А Приборостроительный завод вручил свою награду школьникам Снежинска.
Сладкий приз за лучший логотип метапредметной олимпиады получила команда Озерска.
Н.В. Шурочкова, руководитель проекта «Школа Росатома», советник управления по работе с регионами ГК «Росатом»:
— Олимпиада завершилась на мажорной ноте, но с легкой примесью грусти. Все мы успели сдружиться, а хорошим приятелям всегда тяжело расставаться. Мероприятий по программе «Школа Росатома» проходит много, но, пожалуй, впервые эта олимпиада прошла как‑то особенно трогательно. Я обычно не сравниваю города, но Трехгорный нас покорил. У госкорпарации «Росатом» есть свои ценности, и одна из них — единая команда. Вот в Трехгорном эта команда видна. Чувствуется сплоченность города и завода, детей и взрослых, начальников и подчиненных, учеников и учителей. Для них не существует статусных границ. Они — единая команда, которая делает общее дело! И это получается замечательно!
— Довольны ли результатами олимпиады?
— Вполне довольны. Ребята справились со всеми заданиями. А главное, дети учатся здесь думать самостоятельно, не полагаясь на Интернет, опираясь только на собственную сообразительность. В этом и заключается цель метапредметной олимпиады.
— Есть ли к проектам «Школа Росатома» интерес на федеральном уровне?
— Конечно! Опыт нашей работы востребован. В регионах России по инициативе ГК «Росатом» прошли пробные олимпиады. Пока к ним относятся как к эксперименту. Но я уверена, что через несколько лет такие метаолимпиады станут обязательными во всех школах России.