Лето пришло, горячая вода ушла. Так уж повелось, но каждый год после окончания отопительного сезона в квартирах новоуральских домов вместе с теплом пропадает и горячая вода. Вернее, она как бы есть, по крайней мере, в счетах на оплату значится каждый месяц приличная сумма, а вот в кране — нет. Такая ситуация практически во всех районах Новоуральска. По утрам, чтобы умыться жителям приходится пропускать воду по десять – пятнадцать минут.
Эта проблема не нова, так уж строился Новоуральск. Схема снабжения города горячей водой – открытая. То есть водоразбор горячей воды ведется непосредственно из тепловой сети, говоря проще, горячая вода из крана смесителя бежит та же самая, что и в радиаторах отопления. Открытая система ГВС в процентном соотношении более распространена в городах России, так как стоимость монтажа относительно невелика (меньше расход труб и отсутствие теплообменников). Для открытой схемы горячего водоснабжения существуют вариации — циркуляционная и тупиковая разводка. При циркуляционной схеме горячая вода циркулирует по внутренней системе ГВС, и в идеале, когда мы открываем кран с горячей водой, горячая вода должна бежать оттуда практически сразу. Но это в идеале, и далеко не всегда так бывает. Тупиковая — при этой схеме горячая вода не циркулирует в системе, и чтобы получить воду нужной температуры, ее нужно сбросить через кран. То есть открываем кран, ждем, когда сольется остывшая вода, затем льется уже горячая вода. В любом случае, и в том и в другом варианте страдает потребитель – мы с вами – за «слив» этой воды условно горячей мы платим по полному.
Правительство России выпустило Постановление «Об утверждении Правил горячего водоснабжения», согласно этому документу к первому января 2022 году использование в муниципалитетах открытой системы горячего водоснабжение должно прекратиться. Но, как говорится «гладко было на бумаге» — закрытие системы обойдется нашему городу 3-4 миллиарда рублей – это годовой бюджет нашего атомграда, федеральных денег, скорее всего, не будет, да и регион не сможет нам в этом помочь. Остается рассчитывать только на собственные силы. Искать либо деньги, либо возможность обеспечить жителей Новоуральска горячей водой круглый год.
Для того чтобы понять, какие есть варианты решения этой проблемы, две депутатские комиссии собрались на заседании, на которое пригласили ответственных за наличие горячей воды в наших кранах.
Объединенная теплоэнергетическая компания, сокращенно ОТЭК, предлагает варианты решения этой проблемы. Сейчас, как говорит Александр Климин – в связи с приходом к руководству Теплосетей нового руководителя ситуация сдвинулась с мертвой точки, но все еще всех ответов на вопросы производителя тепла у компании ОТЭК нет.
У ОТЭК есть еще предложение к теплосетям — изменить механизм отключения теплоснабжения, в этом году механизм был изменен – но увы, как мы видим, ситуацию это не спасло, об этом сказал и директор теплосетей на одной из встреч с общественностью.
В Новоуральске две управляющие компании в двух домах по программе софинансирования установили специальные нагреватели для воды. Руководители этих УЖК поделились опытом и рассказали об устройстве, которое нагревает воду о том, сколько это стоит, срок окупаемости и так далее – депутаты попросили представить технические характеристики и экономические расчеты. Народные избранники хотят понять – подходит ли этот вариант для домов, в которых по-другому проблему горячего водоснабжения не решить.
Как долго продлится решение этой проблемы, неизвестно. Нас с вами интересует, наличие горячей воды в кране. И то, сколько мы за нее платим. Ведь сливая литры в канализацию в ожидании горячей воды, мы чувствуем, как худеют наши кошельки – платим за этот слив мы как за горячую воду.
Вариант есть – обращаться за перерасчетом в Управляющую жилищную компанию. К вам в квартиру придут представители всех трех организаций: УЖК, Теплосети и ОТЭК и померяют температуры воды. Если она ниже нормы – будет сделан перерасчет.
Раньше все было проще – не было счетчиков, платили по тарифу и встав утром, все включали горячую воду и спокойно занимались своими делами, а потом шли умываться водой комфортной температуры. Сейчас мы платим за каждый кубический метр воды – мы экономим. Циркуляции в трубах нет – вода остывает, и здесь не виноват кто-то конкретный — УЖК, ОТЭК или же Теплосети. Схема такая – открытая.
А значит, надо работать над тем, чтобы снизить затраты на «закрытие» системы и главное обеспечить потребителя водой, температура которой соответствует всем предъявляемым нормам.