После провала плана захватить Москву с ходу в первые недели войны, гитлеровское командование подготовило крупную наступательную операцию под кодовым наименованием «Тайфун». План операции предусматривал разделение обороны советских войск тремя мощными ударами танковых группировок. Затем сильными подвижными группами планировалось охватить Москву с севера и юга и во взаимодействии с войсками, наступавшими с фронта, завладеть столицей Советского Союза.
Основные силы немецкой группы армий «Центр» начали наступление 30 сентября 1941 года на Брянском направлении, 2 октября – на Вяземском и 10 октября – на Калининском. Захватчикам удалось прорвать оборону упорно сопротивлявшихся советских войск и взять несколько армий в окружение. К началу ноября фронт проходил по линии Селижарово, Калинин, Волжское водохранилище, по pекам Нара, Ока и далее Тула, Новосиль.
В середине ноября начались бои на ближних подступах к Москве. В архивах Новоуральской вещательной компании хранятся воспоминания Николая Степановича Ласкова, который подростком участвовал в обороне Москвы.
«Когда в Москве особое положение ввели, начались бомбежки. Они первое время хозяйничали в небе, имели превосходство над нашей армией. Хорошо ещё жил в Москве. Рядом завод «Каучук», там зенитные установки были. а у них, видимо, было указание. Если где стреляют, если дают знак красные, значит, перекидывают все другие зенитки в эту точку. А как тревога — нас всех в бомбоубежище. Объявляли по радио — не закрывать помещения, убегать так. Из дома встал, убежал, всё.»
Доказательством того, что Москву фашисты не получат, стал парад в честь 24 годовщины октября. Он прошел под носом наступающего врага. Очевидцем и участником тех событий была жительница нашего города, призванная в армию в первые месяцы войны.
Клавдия Николаевна Тишкова: «Знаете, Сталин стоял, наше правительство стояло. Строевым шагом мы шли. Когда-то может быть будет в истории. Мы там шли — девчата. Строевым шагом шли и смотрели только на Сталина. Потом сразу взяли нас и повезли под Бородино. Там уже война была, Бородино уже было освобождено. Мы там тактикой занимались.»
В конце ноября — начале декабря немецкие войска вышли к каналу Москва — Волга, форсировали реку Нара севернее и южнее Наро-Фоминска, подошли к Кашире с юга, охватили с востока Тулу. Но дальше они не прошли. 27 ноября в районе Каширы и 29 ноября севернее столицы советские войска нанесли контрудары по южной и северной группировкам противника, 3-5 декабря — контрудары в районах Красной Поляны и Крюкова.
Контрнаступление началось 5 декабря ударом левого крыла Калининского фронта. Ведя напряжённые бои, советские войска к 7 января вышли на рубеж реки Волга северо-западнее и восточнее Ржева.
В результате декабрьского контрнаступления Красной Армии была ликвидирована прямая угроза Москве. Одним из важных результатов стало то, что немецко-фашистское командование временно лишилось моторизованных корпусов. Ударные возможности немецких войск ощутимо снизились. К началу января 42 года захватчики были отброшены на 100–250 км. А в результате последовавших в феврале — апреле операций гитлеровцы оказались отброшены от Москвы на расстояние ещё от 80 до 250 километров.
В обороне столицы участвовал не один новоуралец. К примеру, Владимир Петрович Тегенцев — в Красной армии с мая 1941. Он был направлен на службу в Воздушно-десантные войска. Дойти до Берлина помешало тяжёлое ранение. 27 февраля 1945 года он получил звание Герой Советского Союза. А с февраля 1956 года Владимир Петрович жил в Новоуральске.
Несмотря на то, что поставленная советским командованием задача по окружению и уничтожению основных сил группы армий «Центр» не была выполнена, успех общего наступления наших войск на западном направлении был очевиден. Немцы потеряли гигантское (по сравнению с предыдущим периодом Второй мировой войны) количество людей, орудий и единиц техники. Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне. До победы оставалось ещё долгих 3 года.