В Центре гигиены и эпидемиологии № 31 ФМБА России есть особое подразделение – баклаборатория, в которой работают с особо опасными инфекциями и проводят исследования, необходимые для обеспечения безопасности всех новоуральцев от вирусов и бактерий. Этой лаборатории 1 июня исполнился 71 год. В прошлом, юбилейном году, было не до празднования – пандемия внесла свои коррективы.
Начнем с того, что Центр гигиены и эпидемиологии № 31 ФМБА России – это достаточно крупное учреждение, одно из трех подразделений ФМБА в Новоуральске: наряду с Межрегиональным управлением № 31 и ЦМСЧ № 31. В Центре работают почти 100 человек. Это 12 структурных подразделений, из них 6 лабораторий, 2 оперативных отдела. На Центр возложено множество функций в части надзора и обеспечения за санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Новоуральска. Воздух, вода, пища, уровень радиации– здесь все под контролем. И конечно, пандемия коронавируса.
Лаборатория контроля биологических факторов в прошлом году отметила свое 70-летие. Понятно, что тогда было не до празднования юбилея. Сегодня лаборатория – это 18 профессионалов, о которых заведующая Вега Бусел может говорить бесконечно.
«В нашей лаборатории заложены прекрасные традиции, мы живем одним дружным коллективом, встречаем вместе все празднички, приглашаем ветеранов на все значимые мероприятия», — рассказывает Вега Бусел, заведующая баклабораторией.
Работа по 14-16 часов в сутки – во время пандемии на лабораторию выпала большая часть нагрузки. До июля прошлого года – это была единственная лаборатория в городе, которая производи ПЦР-тесты на коронавирус, причем и больных горожан, и контактных.
В серологическом отделении лаборатории определяют наличие антител в крови к ковид-19. А в ПЦР-боксах определяют наличие ДНК или РНК вируса в мазке — к примеру, вирус клещевого энцефалита или же коронавирус. Очень интересный прибор: называется по научному гомогенизатор клещей, если проще – то измельчитель этих паукообразных до однородной кашицы, так легче выделить вирусы. В боксе пищевых проб исследуют пищу на наличие микробов: пробы пищи приходят из детских учреждений, из городских и загородных лагерей. В специальных пробирках пища подвергается воздействию тока, а на экране компьютера высвечивается результат.
В фильтровальной установке производят исследование воды. С нескольких точек города приходят пробы воды. Вода заливается в специальные колбы, и прогоняется через особые фильтры. Если есть в ней микроорганизмы – на фильтрах это станет заметно. Методика вроде бы проста, но достаточно точна.
Что важнее всего в любой работе? Конечно, это люди, которые ее выполняют. В баклаборатории трудятся замечательные люди, которые очень любят свою работу. В лаборатории развито и наставничество – старшие опытные коллеги передают знания вновь пришедшим. Надо сказать, что в Центре помнят и тех, с кого все начиналось, кто заложил прекрасные традиции работы.
Работа Центра гигиены и эпидемиологии в целом, и баклаборатории в частности, достаточно закрыта для всех. Несмотря на огромные объемы работы, несмотря на важнейшие задачи надзора и контроля за санитарно эпидемиологической обстановкой в целом городе – здесь редко бывают журналисты. Замечательно, что нам удалось краем глаза увидеть и на минутку окунутся в этот интересный, но такой непонятный мир.
Альбина Бабкова, НВК