Основой системы оказания медицинской помощи в РФ является первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается гражданину РФ в поликлинике. Здесь вы получаете не только лечение и диагностику заболеваний, но и мероприятия по профилактике (например, прививки и т.п.).
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в поликлиниках бесплатно для граждан РФ при предъявлении полиса ОМС в рамках Программы госгарантий и осуществляется по территориально-участковому принципу в целях приближения к месту жительства, месту работы или обучения граждан.
Сегодня мы обсудим, какие же могут возникнуть проблемы при получении направлений на диагностические исследования.
Например, вы считаете, что вам необходимо пройти УЗИ / МРТ / КТ / определенные виды анализов. Врач на приеме отказывается дать вам бесплатное направление в рамках системы ОМС, утверждает, что исследование не нужно вам по медицинским показаниям.
Как пояснила наш эксперт всероссийского Союза пациентов, председатель общественного Совета по медицине при ЦМСЧ-31 Татьяна Исмаилова: «Лечащий врач, определяя методы диагностики и лечения, руководствуется порядками и стандартами оказания медицинской помощи. Именно эти документы регламентируют, на каком этапе лечения и при каком состоянии пациента применяются те или иные методы диагностики и лечения. Врач действует в рамках закона, если не назначает пациенту тот ли иной вид диагностики, если считает, что пациенту на данном этапе лечения при существующем состоянии конкретный вид диагностики не показан».
Таким образом, отказ врача назначить диагностические методы исследовнаия при отсутствии медициснких показаний не является нарушением прав пациента.
Вот какие рекомендации дает эксперт: если вы не согласны с мнением врача, то можно
— обратиться к другому врачу- консультанту и получить второе мнение о методах лечения и диагностики (возможно, это будет платный прием!);
— обратиться в администрацию поликлиники устно и попросить созвать врачебную комиссию для оценки вашего состояния и принятия решения о назначения того или иного вида диагностики;
— позвонить в свою медицинскую страховую компанию и выяснить, действительно ли при данном состоянии пациента и на данном этапе лечения не показан конкретный метод диагностики.
На что обратить внимание:
заключение врача-консультанта может использоваться в поликлинике на врачебной комиссии. Однако нужно помнить, что мнение другого специалиста не гарантирует принятие того или иного решения лечащим врачом. Ответственность за лечение пациента в рамках системы ОМС несет лечащий врач, поэтому именно он в конечном итоге будет принимать решение.
Что делать дальше:
Если устное обращение в администрацию поликлиники было нерезультативным, можно зарегистрировать письменное обращение.
В случае отсутствия ответа или отрицательного ответа пациент может обратиться в территориальный орган по надзору в сфере здравоохранения, который имеет право контроля качества предоставляемой пациенту медицинской помощи. Однако нужно помнить, что проверять качество лечения пациента в Росздравнадзоре будут по тем же стандартам и клиническим рекомендациям.
Телефон Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения для приема обращений граждан о нарушении порядка назначения и выписки обезболивающих препаратов:8-800-550-99-03 (работает круглосуточно)
Телефон «горячей линии» Министерства Здравоохранения Свердловской области 8 800 1000 153
Будьте здоровы!