Новоуральск — жемчужина Урала
Город, живущий под псевдонимами. Многие еще помнят его как Свердловск-44, по индексу «почтового ящика». Большинство жителей называют его Верх-Нейвинском, по имени железнодорожной станции и прилегающего поселка. Официально это – Новоуральск, так его назвали в 1954 году.
Город Новоуральск является закрытым административно-территориальным образованием в соответствии с Законом Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании».
Новоуральск расположен на восточных склонах Уральского хребта, в верховьях реки Нейвы, на берегу Верх-Нейвинского пруда, примерно в 67 км к северу от Екатеринбурга.
Сегодня трудно представить, что 65 лет назад в уральской глубинке родился город, которому суждено было занять особое место в истории Отечества, — именно здесь немало будет сделано для создания ядерного щита страны. На месте нынешнего Новоуральска были только глухая уральская тайга и болота. Человек отвоевал себе у природы лесной угол, облагородил его и построил красивый современный город. Сегодня, листая страницы его истории, невольно задумываешься, кто и как строил Новоуральск?
Предыстория
Зарождение города Новоуральска началось с освоения свободной земли, расположенной рядом со станцией Верх-Нейвинск. Железнодорожная станция Верх-Нейвинск была построена в 1878 году на линии Екатеринбург — Нижний Тагил.
В 1926 году Свердловским отделением Пермской железной дороги, юго-западнее станции Верх-Нейвинск, было начато строительство дома отдыха для железнодорожников. Место для этого было самое подходящее: Верх-Нейвинский пруд, соединенный протокой с уникальным озером Таватуй, окруженный горами, по склонам которых росли стройные сосны и ели, белоствольные березы, осины и пахучие пихты, чистый воздух, большой водоем, богатый рыбой, близость к областному центру и железнодорожной станции.
В те годы от станции Свердловск до станции Верх-Нейвинск ходил дачный поезд, на котором в дом отдыха приезжали отдыхающие. Первым директором дома отдыха был назначен Н. К. Саламатов, его сменил В.М. Цапаев. В 1935 году, когда была полностью электрифицирована Горнозаводская железная дорога, по этому участку стали курсировать электропоезда.
Еще одной организацией, начавшей здесь строительство, стал Всесоюзный трест «Совхозстройматериалы». К 1937 году он построил на правом берегу реки Бунарки автогараж Верх-Нейвинской лесобазы. В его состав входили помещение для ремонта машин, крытая стоянка для автомашин, надземный склад горюче-смазочных материалов и другие помещения. Начальником гаража в 1937—1939 годах был Н.П. Чеблаков.
В 1939 году началось строительство санатория для работников Уралмашзавода «Уральский машиностроитель».
Перспектива строительства города-курорта была реальной, но все планы нарушила война.
Рождение города
Чаше всего датой рождения города считается дата подписания первого документа на его территории или дата выпуска первой продукции завода, если это города-заводы.
У нашего города три даты рождения.
Дата первая.
В начале Второй мировой войны Советское правительство приняло ряд важнейших постановлений о реконструкции существующих и строительстве новых авиационных заводов.
В 1940 году в аппарате ЦК ВКП (б) были образованы авиационный отдел и специальная комиссия, которые курировали строительство предприятий авиационной промышленности. К концу 1941 года планировалось удвоить число авиационных заводов. Для самолетов требовались легкие сплавы. Началось строительство трех заводов по переплавке лома легких металлов, один из них завод № 484 на Урале.
Строительство уральского завода началось в конце февраля — начале марта 1941 года. Постановлением СНК СССР оно было отнесено к разряду ударных строек первостепенной важности. Возводился он по старой уральской горнозаводской традиции как завод-поселок. 23-й отряд Московского строительного аэроуправления выбрал площадку рядом с железнодорожной станцией Верх-Нейвинск неслучайно. Здесь было все необходимое: близость предприятий металлургической промышленности, сырьевые, энергетические, водные и лесные ресурсы, наличие квалифицированных кадров.
Под строительство завода № 484 из государственного земельного фонда было выделено 389,5 гектара земли. В том числе 187 гектаров — под жилищно-бытовые постройки. Начались вырубка леса и осушение болот под промышленную площадку. Рождение жилых и промышленных зданий на этой территории и положило начало будущего города Новоуральска.
В первых числах марта 1941 года из Москвы по направлению Народного комиссариата авиационной промышленности СССР прибыл и.о. начальника управления строительства завода № 484 М.Н. Гречушников. Позднее строительство возглавил Д.А. Илларионов.
С началом Великой Отечественной войны предприятия из западных регионов страны стали эвакуировать на восток. Уже в июне на Урал прибыли первые эшелоны. Приехавшие разместились в поселке Верх-Нейвинском, в школах и частных домах. Начальником управления строительства № 484 был назначен В.А. Поляков.
Первым собственным сооружением был маленький, сколоченный из досок склад цемента около переезда через реку Бунарка к заводу «Б». В июле 1941 года на месте современной улицы Заречной началось строительство деревообрабатывающего завода, который выпускал щитовые домики.
Около горы Уральской были построены 25 фанерных четырехкомнатных домиков-юрт и развернут палаточный городок на 25 палаток. Так на карте будущего города появился один из первых поселков — Фанерный, прозванный позднее Зеленый Фанерный. Его строительством руководил А.С. Рыбаков.
В июле принялись за бараки для лагеря ИТК-11 НКВД, а в августе предстояло построить шоссейную дорогу через поселок к строящемуся предприятию. Осенью появились первые сборные щитовые дома за Уральской горой. Это поселение назвали поселком Первомайским.
Завод строили заключенные, военные строители, рабочие по оргнабору, эвакуированные, беженцы из прифронтовой полосы и местные жители.
В октябре 1941 года стали прибывать эшелоны с личным составом военных строителей в/ч 1481. И тогда же из Москвы был эвакуирован Центральный военный клинический госпиталь — санаторий «Архангельское» (начальником госпиталя-санатория был полковник медицинской службы Я.А. Ошмарин). Три эшелона разгружали на месте сегодняшней водной станции. Госпиталь разместили в зданиях санатория «Уральский машиностроитель» Уралмашзавода. В середине декабря он приняли первых раненых. Сейчас это здание принадлежит школе-интернату № 53. Мемориальная доска в школьном музее гласит, что здесь в 1942-1943 гг. располагался военный госпиталь «Архангельское».
Эвакуированных в новом населённом пункте становилось все больше, и жилья катастрофически не хватало. Все силы строители бросили на его возведение: один за другим строились дома в посёлках «Постоянный», «Временный», «Фанерный», «Первомайский», ГУЛАГ. Фанерные домики были размером 10×10 м. Стены засыпались опилками и обшивались с двух сторон фанерой. Домики были разделены на 4 комнаты, и жило в них по 4 семьи. Бараки же были сборно-щитовыми. Они изготавливались в ДОКе и собирались на месте. Собирались быстро: один барак был собран за 36 часов. За это бригада была награждена орденом Ленина.
В 1942 г. в Постоянном поселке уже были построены первые дома №№ 33, 35, 37 из деревянного бруса, который привозили из Соликамского деревообрабатывающего комбината. Эти восемь 12-квартирных деревянных домов можно увидеть и сегодня на главной улице города — улице Ленина. Новоуральцы решили сохранить их как своеобразные архитектурные памятники эпохи, заменив обветшавшую внутреннюю «начинку» на суперсовременную и облицевав «под черепицу».
В 1943 году были практически готовы корпуса завода. Но предприятие было спроектировано еще до войны под оборудование германского производства. Естественно, из Германии оно не поступило, и пуск завода не состоялся.
Весной 1944 года на стройплощадки 484-го завода из города Березовска Свердловской области был перебазирован завод № 261 по выпуску шасси к самолетам. 484-й завод объединили с Березовским заводом. Объединенный завод (484-й и 261-й) получил наименование Государственный Союзный завод № 261 Наркомата авиационной промышленности. Завод № 261 проработал до декабря 1945 года.
После Победы заводы, эвакуированные на восток и снабжавшие фронт, стали свертываться. 1 декабря 1945 года завод № 261 был передан в Первое Главное Управление при Совете Министров СССР. Общего названия заводской населенный пункт не имел. Административно-территориальное управление осуществлялось непосредственно Невьянским районным Советом через администрацию завода, минуя Верх-Нейвинский поселковый Совет.
Промышленная площадка завода № 261, согласно Постановлению СНКСССР от 1 декабря 1945 года, была передана под строительство нового завода по производству обогащенного урана.
Дата вторая.
Это дата прибытия эшелонов военных строителей для строительства первого в стране газодиффузионного завода для производства высокообогащенного урана № 813 — 25 декабря 1945 года.
С начала 1946 года началось строительство нового завода и жилого поселка. Не было базы стройиндустрии, механизмов, строительных кадров. Но была задача : в кратчайшие сроки создать комбинат новой отрасли промышленности и город со всеми необходимыми для нормальной жизни условиями.
Катастрофически не хватало техники. Согласно документам 1946 года, строители имели транспортных средств:
- паровозов — 5
- автомашин — 71
- лошадей — 298.
Господствовал ручной труд. Грузы на высоту поднимали с помощью кранов грузоподъемностью 500 килограммов либо вручную. Раствор и бетон готовили на временных заводах и доставляли на объекты самосвалами. Первые экскаваторы появились годом позднее.
На месте уральской тайги начали расти новые производственные корпуса, а с ними — и рабочий поселок.
В 1947 году началось строительство объектов второй промплощадки — механической, электротехнической и тепловой базы завода и города. В том же году были сданы в эксплуатацию:
- первая капитальная школа на 420 мест — на ул. Строителей и первый детский сад— на ул. Первомайской
- первые капитальные дома — № 5, 7, 10 и 28 на ул. Ленина
- первый капитальный магазин — «Каменный» на ул. Ленина
- административные здания — № 9 и 11 на ул. Дзержинского.
Летом 1947 года на Белоусовском озере был открыт первый пионерский лагерь для детей участников строительства.
Научным руководителем работ для получения высокообогащенного урана-235 газодиффузионным методом был назначен член-корреспондент АН СССР И.К. Кикоин. И. К. Кикоин был среди первых физиков, которые начали в 1943 году вместе с И. В. Курчатовым работу по развитию атомной науки и техники. Он принимал активное участие в создании Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, где работал до конца своей жизни. Архивных документов найти не удалось, но устное предание гласит, что И.К. Кикоин принимал участие в выборе места для промышленной площадки. Уралу было отдано предпочтение перед Средним Поволжьем.
В июне 1949 года важнейшее задание партии и правительства было выполнено — сдана в эксплуатацию первая очередь Уральского электрохимического комбината и получена первая продукция – 75% изотопа U-235. За три года было построено 68 000 квадратных метров производственных площадей, комплекс производственного водоснабжения и электроснабжения.
К августу 1949 года в стране усилиями Специального комитета при Государственном Комитете Обороны СССР и Первого главного управления при Совете Министров СССР с привлечением всех отраслей промышленности, многих институтов и лабораторий, ОКБ и проектных институтов, большого количества специалистов, рабочих и даже заключенных были созданы объекты, предприятия, заводы и организации, обеспечившие создание и испытание первого ядерного заряда на Семипалатинском полигоне. И было это сделано всего за четыре года.
На комбинате в период монтажа и пуска в эксплуатацию первых диффузионных заводов в 1949-1952 гг. сложился уникальный по научному и творческому потенциалу коллектив. Принятый метод обогащения был основан на диффузии в газовой фазе UF6. Этот газ, как смесь изотопов U-238 и U-235, прокачивают мощными насосами через каскады пористых никелевых фильтров. Для получения сотен тысяч таких фильтров был разработан цех с высоким уровнем автоматизации. Эффект обогащения построен на разной проницаемости фильтров для изотопов U-238 и U-235.
Этот метод имеет существенный недостаток — чрезвычайную энергоемкость. Пришлось строить для этой цели мощную тепловую электростанцию в г. Верхний Тагил. Энергоемкий — значит дорогой. Но первые сотни килограмм металлического урана-235 для атомных бомб (критическая масса U-235 порядка 25 кг) были получены именно так уже в 1949 г. Первая советская бомба из U-235 была испытана в 1951 году. Наш комбинат был пионером в Советском Союзе по технологии разделения изотопов с использованием центрифуги. В настоящее время в эксплуатации находится поколение центрифуг, которые по производительности во много раз превосходят первые модели. Они могут работать без остановки более 15 лет с уровнем отказов, не превышающим десятой доли процента в год. Достаточно сказать, что 50% всех разделительных мощностей в мире находятся в Новоуральске. Здесь есть чему гордиться и нашей науке, и технике!
С ростом завода развивался и рабочий поселок. Специальным постановлением по развитию инфраструктуры Новоуральска от 6 апреля 1950 года Совет Министров СССР определил переход к многоэтажной городской застройке. Из городских объектов к тому времени уже были построены две школы, баня, столовая, кинотеатр «Родина», жилые дома на улицах Ленина, Строителей, Маяковского, Мамина — Сибиряка и Первомайской. До конца 1955 года в жилом секторе было введено в эксплуатацию 122 300 квадратных метров жилой площади, сданы главный корпус больницы и поликлиника, родильный дом, стадион с трибунами на 5 000 мест, техникум, Дом культуры и ряд других объектов.
23 апреля 1956 года на сессии Городского совета депутатов трудящихся был принят генеральный план перспективного развития города. Предусматривалось резкое увеличение строительства жилья, благоустройство реки Бунарка, строительство хлебозавода, нового больничного комплекса.
Дата третья.
«Поселок Верх-Нейвинск», «отделение № 2», «База № 5», «Стройка № 865», «Почтовый ящик 16» — такие разные адреса и названия имел город в период его становления и строительства завода № 813.
Тринадцать лет строился населенный пункт, менялись градообразующие предприятия: заводы № 484, № 261, СУМЗ-УЭХК, а заводской поселок все еще не имел своего названия и органов местного самоуправления — Совета депутатов трудящихся. Все его функции выполнял Административно-распорядительный отдел (АРО), созданный при директоре завода и начальнике Управления строительства № 865.
И только 17 марта 1954 года Указом президиума Верховного Совета РСФСР безымянный населенный пункт получил статус города и свое название Ново-Уральск (так в Указе), но почти 40 лет продолжал жить под чужим «номерным» — Свердловск-44.
Закрытые города
«Мы из Минсредмаша» — эта фраза хорошо знакома первопроходцам, стоявшим у истоков уникального газодиффузионного завода, который дал жизнь нашему городу.
Постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1953 года на базе предприятий и организаций ликвидированных Первого, Второго и Третьего главных управлений при Совете Министров СССР, подчинявшихся Специальному комитету при Совете Министров СССР, было образовано Министерство среднего машиностроения. Пять из десяти «закрытых городов» Минсредмаша были размещены на Урале не случайно: за годы войны этот регион превратился в самый мощный промышленный район страны. Сюда эвакуировали с Запада сотни предприятий с хорошо подготовленными инженерно-техническими специалистами и рабочими. Было учтено и то, что Урал богат природными ресурсами, и то, что в уральской тайге можно обеспечить тот уровень сверхсекретности, на котором настаивал И.В. Сталин. Эти и другие аргументы сыграли свою роль в пользу принятия решения о размещении на Урале первых предприятий по производству урана и плутония для атомных бомб.
Первый проект застройки города Новоуральска (тогда поселка при предприятии) был разработан ленинградским проектным институтом ГСПИ-II.
Условия жизни в «закрытых» городах можно было охарактеризовать как «развитой социализм».
Все учреждения и виды транспорта работали точно по расписанию, люди были законопослушными и, как правило, имели высшее, среднетехническое или среднее образование. Градообразующую основу «закрытых» городов составляли атомные комбинаты и заводы, НИИ, КБ, испытательные полигоны.
Высокий научный потенциал, новейшие технологии позволяли выпускать продукцию высочайшего качества, превосходящую по многим параметрам зарубежные аналоги. Все работали, ощущая государственную значимость выполняемых задач.
Своеобразным был и архитектурный облик этих городов, строившихся по единому генплану. За основу брались компактность и комплексность застройки, что существенно отличало их от большинства городов с «большой земли».
Проблема переименования Свердловска-44, как и всех «закрытых» городов (Красноярск-26, Томск-7 и т. д.), возникла осенью 1991 года в связи с запросом органов геодезии и картографии о том, под каким названием наносить город на новую российскую карту. Начиная с того времени вопрос о переименовании стал одним из центральных для горожан. Был проведен референдум. По Свердловску-44 предлагалось более 12 вариантов. Среди них: Бунарск, Верх-Нейвинск, Новоуральск, Екатеринбург-44, Демидовск, Атомград. 76% опрошенных высказались за название Верх-Нейвинск.
Но Постановление Правительства РФ от 4 января 1994 года расставило все точки над «I». «Закрытым» городам вернули названия, официально закрепленные за ними и означенные в 1954 году. (К слову, уже в те времена название Новоуральск писалось на депутатских, партийных билетах и удостоверениях и использовалось на официальных печатях и некоторых документах до 1966 года.)
Так была снят гриф «секретно» с названия нашего города. Но писаться название стало слитно не Ново-Уральск, а Новоуральск.
Кто придумал имя городу доподлинно неизвестно. Ходят разные легенды, не подтвержденные документально. Из воспоминаний Почётного гражданина г. Новоуральска Г. Д. Завады: «Пришло письмо из Министерства и Политуправления, нас просят дать предложения по названию нашего будущего города, надо три варианта. Письмо секретное, так что никому ничего не говори!».
В книге В.Л. Дешкевича «Воспоминания масс-спектрометриста» можно найти воспоминание о научном руководителе УЭХК Михаиле Васильевиче Якутовиче: «Я только что по ВЧ в Москву на запрос сообщил придуманное мной название города, на это мне понадобилось меньше пяти минут, я дал название «Новоуральск»».
Гриф секретности с названия сняли, однако, появилась новая аббревиатура «ЗАТО» — закрытое административно-территориальное образование. ЗАТО возникло в юридических документах еще в начале 90-х годов прошедшего века, официально было закреплено Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года, а вступило в силу с 1994 года. С 1996 года ЗАТО объединяет город Новоуральск и сельские населённые пункты: посёлок Мурзинка, село Тарасково, деревню Починок, деревню Пальники и деревню Елани. ЗАТО имеет единую территорию, органы местного самоуправления, муниципальную собственность и бюджет.
В связи с вводом в действие с начала 2006 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» появилось новое толкование — Новоуральский городской округ (НГО), закрепленное новым Уставом НГО. Город Новоуральск является центром Новоуральского городского округа.
Составители:
МБУК «Новоуральский историко-краеведческий музей»
МБУК «Публичная библиотека» НГО
Использованы материалы:
Анурьев Ю. П. Новоуральск : годы и судьбы. — Екатеринбург, 1995. — 402 с. : ил.
Знакомые незнакомцы : Новоуральск. Лесной. Заречный / Берюхов В. Б. [и др.]. — Екатеринбург : Сократ, 2006. – 352 с. : ил.
Жидкова О. По улочкам нашего прошлого / О. Жидкова // Нейва. — 2003. — 9 дек. (№ 98). — С. 18.
Никаноров Д. О «зеленой волне» и видеонаблюдении / Д. Никаноров // Наша городская газета. — 2007. — 18 июля (№ 29). — С. 7.
Новоуральск: информ. Фотоальбом / авт. текста, сост. и оформл. В.В. Комаров. — Новоуральск: [б.и.], 1999. ─ 95 с.: ил.
Шмулевич Л. А. За бараками шумел лес… / Л. А. Шмулевич // Нейва. — 1999. — 16 февр. (№ 13). — С. 2.